Ранняя коррекционная помощь детям с ОВЗ до 3-х лет
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ №11 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
обеспечение условий для реализации прав воспитанников с ОВЗ на получение бесплатного образования;
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;
сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
расширение материальной базы и ресурсного обеспечения ДОУ для организации обучения детей с ОВЗ.;
совершенствование системы кадрового обеспечения.
В образовательной организации МБДОУ №11 созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
ДОУ реализует специальную адаптированную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи;
прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
вопросы деятельности ДОУ, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом ОУ и локальными актами образовательного учреждения;
в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в ДОУ работает учитель-логопед, педагог-психолог и медицинский работник;
для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Обучение детей с ОВЗ
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ перечислены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Они предусматривают:
1) создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;
2) обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;
3) законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
4) внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003. Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения.
«…Жизнь ребенка с нарушениями и его семьи должна быть насколько возможно нормальной с самого рождения, а не когда-нибудь потом, когда ребенка удастся (или не удастся) вылечить или обучить…нормальная жизнь не только хороша с моральной точки зрения, но и позволяет создать условия, наиболее способствующие развитию любого ребенка» (проф. Л.А. Чистович).
Цели ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям:
Основная цель ранней помощи – как можно раньше выявить нарушения развития ребенка и оказать помощь семье и ребенку. А также:
- улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях;
- повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителя, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
- повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
- включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
Чем отличается программа ранней помощи от других программ помощи детям:
Родителей маленьких детей всегда волнует здоровье малыша, и они обращаются за помощью в детскую поликлинику к врачам – педиатрам, неврологам и другим специалистам. Часто, при рождении ребенка возникают риски развития той или иной патологии – тугоухости, патологии центральной нервной системы, проблем со зрением и др. Эти риски могут реализоваться, а могут, и нет.
Мозг ребенка очень пластичен, что позволяет компенсировать какие – либо нарушения. Бывают случаи, когда ребенок рождается с грубыми нарушениями развития и это очевидно. Врачи занимаются диагностикой и лечением различных заболеваний.
Для того, чтобы ребенок развивался успешно. Необходимо помнить не только о его физическом здоровье, но и о том, что с самых первых дней жизни ребенок нуждается в общении, для него важно играть и исследовать окружающий мир. С момента рождения наиболее значимыми для малыша являются взрослые, которые находятся рядом, чаще всего это его родители, во взаимодействии с которыми и развивается его личность.
На государственном уровне в России закреплено понятие абилитации. При наличии показаний для оформления ребенку инвалидности. учреждениями медико – социальной экспертизы (МСЭ) разрабатывается индивидуальная программа абилитации и реабилитации на срок установления инвалидности (ИПРА).
Абилитация и реабилитация – основа и необходимое условие для дальнейшей социализации детей. Абилитация многостороннее понятие, охватывающее разносторонние аспекты жизни ребенка. Подразумевает предоставление возможности ребенку с ограниченными возможностями вести жизнь, максимально приближенную к жизни детей с типичным развитием.
Базовые принципы абилитации:
- Ребенок должен жить в семье.
- Ребенок с ограниченными возможностями нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов.
- Залог успешной помощи ребенку – понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства.
- Все дети должны учиться – необучаемых детей нет. Чем тяжелее состояние ребенка, тем больше он нуждается в обучении. Развитие навыков самообслуживания, двигательного развития, коммуникации – это тоже обучение.
- Комплексный системный подход к диагностической и развивающей работе. Комплексный подход включает в себя работу междисциплинарной команды специалистов. Программы помощи строятся, опираясь на сильные стороны ребенка, переходя от простого к сложному, от индивидуальных занятий к групповым.
- Максимальное использование возможностей ребенка для адаптации к жизни в обычном обществе. Ближайшее окружение ребенка непосредственно влияет на его развитие. Социальная модель инвалидности показывает, что не только функциональное состояние ребенка, но и отношения родитель – ребенок влияют на развитие ребенка и качество его жизни.